Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Ставим музыку (статьи и рекомендации)
Kent
сообщение 18.8.2006, 16:44
Сообщение #1


Водитель Гетца
**

Сообщений: 57
Регистрация: 17.8.2006
Из: Moscow City ЮЗАО

Мой город: Москва



Усилитель и громкоговоритель – это звенья одной цепи, один без другого работать просто не сможет. В прошлом номере мы достаточно подробно рассмотрели вопрос: «Какой мощности должен быть усилитель?» а сейчас постараемся ответить на второй: «А какой же мощности при этом должна быть АС?» Частично ответ на этот вопрос был дан в прошлом материале, поскольку, как говорилось выше, рассматривать одно без другого невозможно, но ряд деталей остались не затронутыми и, как мы обещали, в этот раз проанализируем их более подробно.



ВИДЫ МОЩНОСТИ



Многие производители автомобильных АС пользуются нестандартными методами измерения мощности, которые, кстати, не всегда привлекательнее общепринятых для бытовой аппаратуры – просто им так удобней. Однако большинство употребляет стандартизованные параметры, среди которых нас, как правило, интересуют три: номинальная (RMS), максимальная и пиковая мощности. Главный из этих параметров – номинальная мощность, и именно ее мы в дальнейшем будем подразумевать, говоря просто «мощность». Численное соотношение таково: максимальная обычно выше в 2 раза, чем номинальная мощность, а пиковая – в 3-4 раза. Правило это нельзя назвать строгим: имеются отдельные модели, у которых максимальная мощность лишь чуть выше номинальной.

Как бы то ни было, поскольку номинальная мощность самая маленькая из вышеприведенных, то ряд производителей идет на небольшую хитрость: на упаковке и первой странице инструкции крупно приведены неоправданно большие цифры мощности без указания ее типа, а истину можно установить, только найдя в документе технические параметры, или посмотрев на тыльную сторону динамика, или поискав какую-нибудь малозаметную надпись на упаковке. Не попадитесь на эту уловку.

Итак, номинальная мощность – это именно та, в пределах которой можно продолжительное время слушать музыку на данных АС, не опасаясь нелинейных искажений и тем более – выхода динамика из строя.



ЧТО ВАЖНЕЕ – МОЩНОСТЬ ИЛИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ?



В прошлой статье мы отмечали, что увеличение мощности в два раза поднимает уровень звукового давления на 3 дБ. То есть динамик небольшой мощности, но с высокой чувствительностью способен развить такое же звуковое давление (ту же громкость звучания), что и более мощная, но менее чувствительная головка. Поэтому если придется выбирать между двумя равноценными по качеству звучания АС, одна из которых более чувствительная, но менее мощная, чем вторая, то выбор лучше остановить на первой. Зачем переплачивать за мощность усилителя, если даже с маломощным вы получите ту же громкость?

Между прочим, в силу определенных обстоятельств (например, особенностей транзисторных усилителей) по-настоящему высокочувствительные АС для автомобильной сферы практически не выпускаются. Но в пределах каждого класса можно обнаружить существенные расхождения в чувствительности, причем это служит источником всевозможных спекуляция: наши тесты чрезвычайно редко подтверждают соответствие между заявленными значениями и реальными, так что советуем обращать внимание на наши «спецпризы», а не на приведенные цифры.

Иногда встречаются динамики с малой чувствительностью, но действительно высокой номинальной мощности, которые на малой мощности играют не только тихо, но и с худшим качеством, но если хорошо «выкрутить ручку», то звучание становится оптимальным. Такой вариант можно рекомендовать тем, кто большую часть времени слушает только громкую музыку и готов приобрести усилитель с мощность не менее сотни ватт на канал.

Заметно повышает громкость звучания и снижение сопротивления АС до 3, и то и до 2 Ом – в последнее время таких моделей появляется все больше. Единственное обстоятельство. Которое надо учитывать, - усилитель должен хорошо справляться с такой нагрузкой. Подключать 2-3-омные АС напрямую к встроенному усилителю автомагнитолы или CD-ресивера мы категорически не советуем, - даже если это и сработает, то будет жесточайшим испытанием для головного устройства и, скорее всего, оно в конце концов выйдет из строя.



СООТНОШЕНИЕ МОЩНОСТИ ДИНАМИКА И МОЩНОСТИ УСИЛИТЕЛЯ

Этот пункт больше всего волнует многих наших читателей. Соотношение мощности динамика и усилителя для человека, чувствующего работу аппаратуры, по большому счету, не имеет значения, он всегда найдет оптимальное значение для каждого компонента. Но если вы не уверены в своих ощущениях, то неправильное соотношение мощностей может привести к поломке – и чаще всего динамика, поскольку усилители от опасных режимов работы ограждают различные схемы защиты (хотя и они не всегда спасают). История пестрит примерами разорванных в клочья диффузоров НЧ/СЧ-динамиков, сгоревшими катушками высокочастотников и спаленными блоками питания усилителя. Так есть ли правила оптимального согласования? Есть. В этой связи хотим поделиться одним секретом аудиофилов. При подборе компонентов они поступают следующим образом. Считается, что с максимально высоким качеством динамики звучат до достижения 90-100%, а усилитель – до 60-70% от указанной номинальной мощности, поэтому для громкоговорителя мощностью 50 Вт стараются подобрать усилитель мощностью около 80 Вт. То, что усилитель фактически получается мощнее, не должно пугать: он все равно не выйдет на опасный для АС режим, поскольку после установки компонентов обязательно последует процедура настройки, где нужно выставить правильный коэффициент усиления на усилителе, - то есть такой, при котором ни динамики, ни усилитель не будут перегружаться и искажать звук, если на CD-ресивере выкрутить ручку регулировки громкости до упора. Впрочем, лучше всего воспользоваться правилом: никогда не выкручивать ее выше 75% от максимального значения, иначе могут появиться искажения уже в самом головном устройстве.

В принципе, нет ничего страшного, если RMS усилителя меньше, чем у динамиков, но в этом случае обращаться с регулятором чувствительности надо еще аккуратнее. Парадокс в том, что менее мощный усилитель, начав перегружаться, с большей вероятностью спалит ваши АС, чем усилитель помощнее! Все дело в явлении, называемом «клиппингом» - т.е. работой в режиме ограничения, когда усилитель выдает сильно искаженный сигнал с большим содержанием высших гармоник. Именно по этой причине наиболее часто в АС сгорают ВЧ-динамики. Кстати, в головных устройствах регуляторов чувствительности нет в принципе, поэтому надо один раз просто на слух определить начало появления искажений при повышении громкости, и в дальнейшем никогда не выкручивать ручку регулятора дальше этого уровня.



МОЩНОСТЬ И ДИАПАЗОН ЧАСТОТ ДИНАМИКА

Еще одна причина выхода из строя динамиков, особенно воспроизводящих НЧ/СЧ-диапазоны, - игнорирование реально воспроизводимого ими диапазона частот. Многие производители для привлечения покупателей указывают расширенный диапазон частот своих динамиков. Например, для коаксиального динамика типоразмера 10 см и мощностью 30 Вт указывают диапазон частот 50 – 20000 Гц. Смущает не верхнее значение, а нижнее. Если вы подадите сигнал частотой 50 Гц с заявленной мощностью на этот динамик, то не только не услышите 50 Гц, но и можете запросто разрушить динамик. Зачастую подобное и происходит, когда, увлекаясь различными схемами подъема баса, забывают о том, что динамик просто не способен воспроизвести нижний регистр. В итоге – порванный диффузор НЧ/СЧ-динамика. Чтобы такого не случалось, диапазон частот, воспроизводимых динамиком, следует ограничивать с помощью ФВЧ хотя бы второго порядка. Устанавливаемая частота среза фильтра зависит от типоразмера динамика. Так, практика показывает, что для 10-см головок она должна быть около 100 Гц, для 13-см – 80 Гц, а для 16-см – 60 Гц. Все, что ниже, должен воспроизводить сабвуфер. Более того, ограничив нижний диапазон частот сигналов, воспроизводимых НЧ/СЧ-динамиками, вы сразу ощутите лучшую отдачу в остальном диапазоне, их более живую и громкую работу. Динамики, способные хорошо работать без ограничения фильтром полосы частот снизу, существуют, но они в меньшинстве.

Общее же правило таково: чем уже частотный диапазон, посылаемый на АС или отдельную головку, тем большую мощность она сможет выдержать. Например, для многих отдельных ВЧ-динамиков приводят сразу несколько значений мощности, в зависимости от частоты среза ФВЧ: если динамик работает, начиная с 2000 Гц, - это одна мощность, если с 5000 – значение мощности гораздо выше. То же самое относится к СЧ-динамикам, НЧ/СЧ-головкам и сабвуферам – с той лишь разницей, что у них можно варьировать сразу две границы диапазона воспроизводимых частот: верхнюю и нижнюю.

Типовые соотношения между мощностью ВЧ-, СЧ-, НЧ/СЧ- и сабвуферных головок таке же, как для усилителей, они рассмотрены в прошлом номере.



САБВУФЕРЫ И ИХ ПАРАМЕТРЫ

Отдельно следует рассмотреть особый класс динамиков – сабвуферы. Данный тип громкоговорителей не так давно вошел в состав автомобильных аудиосистем, но ввиду того, что позволяет воспроизводить более глубокий бас, стал очень популярным у автолюбителей. Однако автомобильный сабвуфер сильно отличается от домашнего. Так, если для домашней техники мощность сабвуфера 300 Вт считается «выше крыши», то для автомобильного – это средний, обычный параметр. Зачем такие мощности? Вспомним, что сабвуфер в автомобиле должен «перекричать» дорожный шум, дома же такой необходимости нет. Кроме того, конструкция автомобильных НЧ-динамиков имеет свои особенности. Для получения глубокого баса в небольших объемах производители идут на ряд жертв, главная из которых – снижение чувствительности. Чтобы получить достаточную громкость при невысокой чувствительности, приходится подводить высокую звуковую мощность. Создать мощный автомобильный усилитель – задача тоже не из простых, поэтому в последнее время стала популярна конструкция сабвуфера с двумя отдельными обмотками звуковой катушки, а некоторые производители идут еще дальше, устанавливая аж 4 обмотки звуковой катушки. Подобное решение дает большую гибкость при подборе оптимального сопротивления под конкретный усилитель – говоря проще, позволяет «выжать» из него максимум ватт. Требуемое сопротивление получают за счет соответствующего соединения обмоток (последовательного, параллельного, параллельно-последовательного). Правда, мощность, сопротивление и количество обмоток на музыкальность сабвуфера не влияет. Даже маломощный, но правильно построенный сабвуфер по качеству звучания способен превзойти своего монстрообразного SPL-коллегу. Хотя для создания требуемого звукового давления вам потребуется как минимум два маломощных сабвуфера. В зависимости от поставленной задачи или жанровой ориентации АС, номинальную мощность сабвуфера выбирают в 2-4 раза выше мощности широкополосных динамиков. Чем больше его мощность, тем лучше, ведь сделать так, чтобы он играл тише, можно всегда, а громче – нет. Но при этом необходимо учитывать реальные возможности бортовой сети вашего автомобиля (и кошелька, конечно).

Кроме того, большое значение имеет тип акустического оформления сабвуфера. В частности, особо приветствуется дополнительный запас по мощности для наихудшего с точки зрения отдачи варианта – бесконечный акустический экран; динамик при этом играет в большой объем, например, в багажник. У моделей в закрытом корпусе чувствительность повыше, но также невысокая, а самые лучшие по отдаче – модели с фазоинвертором, особенно в корпусе полосового типа.



ЧТО ПРОИСХОДИТ ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ЧИСЛА ГОЛОВОК

Нередко встречаются инсталляции со сдвоенными или строенными НЧ/СЧ-головками, а вариантов с двумя сабвуферами и вовсе великое множество. Что это дает и зачем это нужно? Сдваивая головки, вы повышаете уровень звукового давления не менее чем на 3 дБ, это равносильно удвоению мощности, при условии, что удваивается и подводимая к ним от усилителя электрическая мощность. Если на две головки от усилителя поступает та же мощность, что и на одну, то и уровень звукового давления изменится мало. В данном случае по мощности мы ничего не выигрываем, зато увеличенная площадь излучения от диффузоров даст более глубокий бас. Впрочем, этот эффект зависит от расстояния, на которое разнесены головки, и проявится на частотах, для которых это расстояние соизмеримо с длиной волны или превышает его. Интересующихся подробностями отсылаем к книге «Радиовещание и электроакустика» под редакцией Ю.А. Ковалгина, вышедшей в издательстве «Радио и связь» в 1999 году. Там, на стр.224, обсуждается проблема коэффициента полезного действия АС, в состав которых входит несколько однотипных головок. Такие АС в акустике принято называть колонками. Их используют для увеличения направленности и повышения КПД акустических систем.

Именно по причине улучшения басовой отдачи сдвоенные головки применяются только для НЧ/СЧ- или сабвуферных головок. Есть еще варианты сдвоенных высокочастотников, но они редки и имеют другие задачи, например, уменьшение направленности АС на высоких частотах. Во многих случаях использование двух НЧ-головок позволяет решить сложные задачи – в частности, две 12-дюймовые головки проще разместить, чем одну 15-дюймовую. Однако нелишне учесть, что стоимость двух головок будет явно выше, чем одной той же серии, но большего типоразмера.



ВИДЫ МОЩНОСТИ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Номинальная – среднеквадратичное значение электрической мощности, ограниченной заданным уровнем нелинейных искажений.

Максимальная синусоидальная – мощность непрерывного синусоидального сигнала в заданном диапазоне частот, при которой АС может длительное время работать без механических и тепловых повреждений.

Максимальная шумовая – электрическая мощность специального шумового сигнала в заданном диапазоне частот, которую громкоговоритель длительное время выдерживает без тепловых и механических повреждений.

Пиковая – максимальная кратковременная мощность, которую выдерживают без повреждений динамики при подаче на них специального шумового сигнала в течение короткого промежутка времени (обычно 1 с). Испытания повторяются 60 раз с интервалом в 1 мин.

Максимальная долговременная – электрическая мощность специального шумового сигнала в заданном диапазоне частот, которую громкоговоритель выдерживает без необратимых механических повреждений в течение 1 мин. Испытания повторяют 10 раз с интервалом в 2 мин.
Перейти в начало страницы
Вставить ник
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
Виталий 099
сообщение 21.5.2008, 23:09
Сообщение #2


"Бывалый" Гетцевод
******

Сообщений: 512
Регистрация: 30.12.2006

Мой город: Ставрополь



На основе разных источников решил сделать рекомендацию и описание состава аудиосистемы а так же приведены некоторые правила инсталляции акустических систем, которые позволяют нам получить высококачественный звук в Вашем автомобиле. Эта информация необходима для того, чтобы Вы могли лучше подготовиться к озвучиванию Вашего автомобиля.

Фронтальные АС для подавляющего большинства систем являются основными, исключая такие варианты, как организация звука в лимузинах для задних пассажиров или противоположный полюс - непритязательная система с парой дешевеньких "овалов" в задней полке. Чтобы соответствовать своей роли, динамики на фронте должны отвечать множеству различных требований, из которых главным в контексте данной статьи будет воспроизводимый диапазон частот. Под последним имеются в виду те музыкальные регистры, которые АС способна отыгрывать не абы как, а с хорошим качеством.

Закономерно, что увеличение динамика в размерах позволяет улучшить чувствительность, получить более глубокий бас и расширить диапазон мощности, в пределах которого динамик играет без искажений.

В идеале, фронт должен быть достаточно басовитым. В системах, где нет ни сабвуфера, ни тыловых АС, это очевидно - иначе басовые инструменты, попросту, пропадут из звуковой картины либо предстанут в сильно искаженном виде. В системах с сабвуфером глубокий бас фронтальных АС нужен для "бесшовного" сопряжения с сабвуфером и получения фронтального, а не тылового баса. Так что если позволяют деньги и условия размещения АС, то и думать нечего - надо выбирать самую крупную головку в качестве НЧ- или НЧ/СЧ-звена. Как правило, это 16-17-см головки.
Если обратиться к цифрам, то получится такая картина: среднетипичные 16-см АС хорошо играют бас до 80 Гц, 13-см - до 100 Гц. В переложении на общепонятный язык это означает, что первые способны дать какое-то представление о бас-бочке, вторые более-менее честно покажут ритмику, "потеряв" нижележащие инструменты и в целом фундамент.
Однако даже 16-см динамики все-таки не могут дать полноценного представления о басе, и для полноты картины им требуется помощь сабвуфера. Другое дело, что с одними потерями можно смириться, а с другими - нет.

Иными словами, если на фронте стоит динамик размера меньше 16 см - готовьтесь к проблемам из-за басового регистра. Казалось бы, проблема легко решаема - достаточно поставить "крупнокалиберные" головки сзади и отсутствующие частоты появятся. Но данный способ пригоден лишь для тех, у кого представления о хорошем звуке не включают такого понятия, как правильная сцена. В принципе, подобных слушателей не так уж мало, достаточно вспомнить любителей клубной музыки или тех, чьи вкусы сформировались под воздействием звучания дешевеньких домашних кинотеатров на базе музыкального центра "все в одном".

Ни одна самая совершенная схема подъема баса никогда не заставит 13-см АС звучать как 16-см, а при неаккуратном обращении с ней, скорее всего, динамик попросту сгорит. Запомните, если вы хотите улучшить бас малой кровью, то гораздо полезней правильно установить динамик, создать ему оптимальные условия работы или воспользоваться "бесплатной" помощью автомобильного салона. Относитесь ко всем схемам "улучшайзеров баса" предельно осторожно.
Тем не менее улучшить бас все-таки можно, только средства для этого лежат не в области электронных схем. Весьма существенно на передачу НЧ-диапазона будет влиять акустика салона автомобиля и выбор акустического оформления НЧ/СЧ-динамика. Например, при работе на весь объем двери характер баса будет один, а если в ней созданы для динамика «тепличные» условия - совершенно другим.

Один из самых важных моментов - грамотная установка динамика. Если дверь не подготовлена (плохо задемпфирована, много щелей), то говорить о качестве передачи НЧ просто не приходится. Несоблюдение этого условия сведет на нет все Ваши затраты. Примеров масса. Даже после частичной доработки установочного места все автолюбители отмечали существенно лучшую отдачу баса - при том же динамике. Это можно подтвердить следующим примером: грамотно установленный 13-см динамик и по глубине, и по качеству баса с большой вероятностью "обыграет" своего неаккуратно установленного 16-см соперника. Но если 16-см установить столь же тщательно, то, конечно, результат будет еще лучше.

Краткий вывод для тех кто не понял:
Разговаривать о качестве звука без демпфирования дверей БЕССМЫСЛЕННО!!!
Избежать «хрипов» без внешнего усилителя не удастся!!!
Получить нормальное понятие в звуке БАС без САБВУФЕРА вряд ли получится!!!
Нет предела совершенству качества Вашей аудиосистемы.
Уровень озвучивания Вы выбираете сами.

Удачи в правильном выборе!!!!
Перейти в начало страницы
Вставить ник
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- Kent   Ставим музыку (статьи и рекомендации)   18.8.2006, 16:44
- - Kent   Мощность для усилителей можно считать чуть ли не г...   18.8.2006, 16:45
- - Kent   Тыловые АС – когда они нужны. Вспомним, что все...   18.8.2006, 16:45
- - Kent   Нередко случается, что динамики установлены в "неп...   18.8.2006, 16:46
- - Kent   Перед тем как истратить деньги определите для себя...   18.8.2006, 16:46
- - Kent   Питание. В принципе с него и начинаеться правильна...   18.8.2006, 16:46
- - Kent   Жаргон есть жаргон. Когда для этого обзора потребо...   18.8.2006, 16:47
- - Вовка   Про батарейку 1,5В понял... Но как проверить поляр...   14.9.2006, 10:52
- - Brokly   Цитата(Вовка)Про батарейку 1,5В понял... Но как пр...   14.9.2006, 12:11
- - Виталий 099   Рекомендация подбора и установки динамиков   21.5.2008, 23:09
- - Malinovka   Здравствуйте, друзья! Я сегодня впервые зашла на э...   7.11.2009, 2:55
- - Максим   Malinovka LeeLaNa представьте себе, что вы работае...   7.11.2009, 16:54
- - Marua   Всем привет!!! Дайте, пожалуйста, сове...   7.11.2010, 14:15
|- - Kostiks   Цитата(Marua @ 7.11.2010, 14:15) Дайте, п...   9.11.2010, 1:58
- - paracels   Спасибо за обширную инфу. И всё-таки, дайте, пжлст...   26.7.2011, 19:03
|- - Андрей Викторович   Цитата(paracels @ 26.7.2011, 21:03) Спаси...   21.1.2012, 12:10
- - Ivan1   Помогите разобраться почему динамики в задней полк...   19.2.2016, 13:32
|- - ABars   Цитата(Ivan1 @ 19.2.2016, 14:32) Помогите...   19.2.2016, 13:37
||- - Ivan1   Цитата(ABars @ 19.2.2016, 13:37) Подключи...   19.2.2016, 13:40
|- - дывялвипм   Цитата(Ivan1 @ 19.2.2016, 13:32) Помогите...   19.2.2016, 15:23
|- - Ivan1   Цитата(дывялвипм @ 19.2.2016, 15:23) Полк...   20.2.2016, 5:35
- - Twin Peaks   Баса может не быть из-за противофазы на одном кана...   21.2.2016, 12:18
|- - Ivan1   Цитата(Twin Peaks @ 21.2.2016, 12:18) Бас...   24.2.2016, 7:51
- - Вадик   Спасибо за текст. Но не заметил про размеры и глуб...   19.6.2018, 11:22
- - Koreyanka   Много информации, спасибо автору за подробный разб...   28.1.2019, 23:47
- - WADIE   Koreyanka, штатной музыки нет совсем !!...   29.1.2019, 15:45
- - Лаосский партизан   Форумчане, подскажите, пожалуйста - как подружить ...   24.6.2024, 14:11
|- - GREENCIK   Цитата(Лаосский партизан @ 24.6.2024, 14...   24.6.2024, 14:37
||- - Лаосский партизан   Цитата(GREENCIK @ 24.6.2024, 14:37) AUX е...   24.6.2024, 16:10
|- - ABars   Цитата(Лаосский партизан @ 24.6.2024, 15...   24.6.2024, 15:24
|- - NarimanSPb   Цитата(Лаосский партизан @ 24.6.2024, 14...   24.6.2024, 19:08
|- - NarimanSPb   [quote name='NarimanSPb' date='24.6.20...   24.6.2024, 19:21
|- - Лаосский партизан   Цитата(NarimanSPb @ 24.6.2024, 19:21) Вты...   25.6.2024, 13:29
|- - ABars   Цитата(Лаосский партизан @ 25.6.2024, 14...   25.6.2024, 14:53
|- - zlcat   Цитата(Лаосский партизан @ 25.6.2024, 13...   25.6.2024, 14:58
|- - Лаосский партизан   Цитата(zlcat @ 25.6.2024, 14:58) Можно. В...   25.6.2024, 15:28
- - GREENCIK   На край, можно отдельно вывести.   24.6.2024, 18:43
- - Лаосский партизан   Раскопал интересное... может кому то будет полезно...   15.7.2024, 12:56
- - ABars   Цитата(Лаосский партизан @ 15.7.2024, 13...   16.7.2024, 2:30


Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 2.8.2025, 23:51